Автор: Тимергазин Дмитрий Вадимович,
Генеральный директор ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»
https://www.dorgeoproekt.ru/
Тел. +7 (499) 393-38-36
e-mail: info@dorgeoproekt.ru
Горные работы по добыче полезных ископаемых выводят из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота значительные площади земель и единственным способом снижения отрицательного воздействия горных работ является полноценная рекультивация нарушенных земель. При этом очевидно, что полное восстановление земель, например после выработки обводненного карьера, например под пашню или лес, возможно далеко не всегда и требует огромных затрат.
Для начала следует разобраться, как классифицируются земли по направлениям рекультивации.
Классификация нарушенных земель по направлениям рекультивации в зависимости от видов последующего использования в народном хозяйстве (Табл. 1 ГОСТ 17.5.1.02-85)
В последние годы произошли существенные изменения в требованиях законодательства к рекультивации земель, и даже у давно работающих горных предприятий проектная документация на рекультивацию может не соответствовать новым требованиям, хотя ранее она была согласована и утверждена в установленном порядке.
При этом, согласно пункта 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 (Далее- Правила), земельные участки по окончании добычных работ подлежат рекультивации, обеспечивающей восстановление земель до состояния, пригодного для их дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Данные вопросы характерны не только для одного региона, а распространены повсеместно.
В данной статье подробно разберем с какими проблемами может столкнуться недропользователь при реализации проектов рекультивации земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда.
Рекультивация земель лесного фонда
Весьма сложная ситуация складывается с рекультивацией земель лесного фонда, где предъявляются более строгие условия выполнения рекультивационных работ и где предусмотрено лишь одно направление рекультивации, а именно возврат земель, пригодных для ведения лесного хозяйства.
Одной из существенных проблем является разработка полезных ископаемых на землях лесного фонда, где полезная толща полностью или частично обводнена. Действующим законодательством не предусмотрена рекультивация нарушенных земель лесного фонда путем создания водоема, даже если этот водоем органично вписывается в окружающий ландшафт и существенно облегчает жизнь лесной фауны.
Пунктом 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а в отношении земель лесного фонда на основании части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Ввиду вышесказанного проведение рекультивации нарушенных земель лесного фонда, путем создания водоема, не допустимо.
Конечно, водоем можно попробовать засыпать вскрышными породами, но что делать в случае, если их недостаточно? К тому же для недропользователя это колоссальные затраты, на которое он не рассчитывал при освоении месторождения.
В нашей практике была ситуация, когда обводненный карьер глубиной около 10м при согласовании проекта рекультивации надзорные органы обязали восстановить до уровня дневной поверхности, то есть засыпать вскрышными породами. Это при том, что своих вскрышных пород на карьере практически не было, а использовать привозные было нерентабельно в виду большой удаленности объекта. К тому, же использование в целях рекультивации привозных вскрышных пород (отходов 5 класса), автоматически превращает проект рекультивации в объект экологической экспертизы. Что приводит к удорожанию проекта в целом и дополнительной нагрузке на недропользователя.
К сожалению, такие требования к рекультивации делают экономически невыгодной отработку многих обводненных месторождений, находящихся на землях лесного фонда. А учитывая, что значительная часть песчано-гравийных месторождений обводнена, данное условие существенно снижает использование минерально-сырьевой базы региона и развитие недропользования.
В последнее время находит применение практика предварительной высадки лесов на других территориях, равных по площади участке, предоставляемому в аренду для целей недропользования. Однако, в этих случаях могут возникать проблемы со сдачей нарушенных земель уже нового карьера.
Учитывая повышенное внимание государственных органов к вопросам рекультивации земель, нарушенных горными работами, это существенно снижает эффективность горного производства и вынуждает недропользователей ставить вопрос о внесении изменений в земельное и лесное законодательство, которые могли бы сделать их более лояльными.
Рекультивация земель сельскохозяйственного назначения
С рекультивацией земель сельскохозяйственного назначения тоже есть свои сложности, но все же законодательство оставило пространство для маневра.
В соответствии с п.1.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель» установлено, что «нарушенные земли должны быть рекультивированы преимущественно под пашню и другие сельскохозяйственные угодья. Если рекультивация земель в сельскохозяйственных целях нецелесообразна, создаются лесонасаждения с целью увеличения лесного фонда, оздоровления окружающей среды или защиты земель от эрозии; при необходимости создаются рекреационные зоны и заповедники».
Однако, при наличии обводненного карьера его рекультивация может заключаться не только под пашню путем засыпки и планировки до уровня «дневной поверхности», но также в силу пункта 1 ст. 78 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
То есть при наличии обводненного карьера допускается возможность создания пруда для рыборазведения.
Еще одним важным вопросом, которого следует коснуться — это перевод земель из одной категории в другую.
В соответствии с требованиями земельного законодательства (ФЗ от 21.12.2004г №172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»), добыча полезных ископаемых на соответствующих участках может осуществляться только при условии перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, который в свою очередь, возможен только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. При этом Правилами проведения рекультивации и консервации земель, установлено что по окончании добычных работ земельные участки должны быть возвращены в категорию земли сельскохозяйственного назначения.
Такая процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для целей недропользования, занимающая по продолжительности длительный период времени, является явно избыточной, негативно влияющей на сроки реализации проектов освоения месторождений полезных ископаемых, что влечет дополнительную нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации, связанную с необходимостью корректировок документов территориального планирования.
В настоящее время законодательство, регулирующее обозначенные вопросы, после перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности реально не обеспечивает их возврат в первоначальную категорию
Сам по себе проект рекультивации нарушенных земель, предусматривающий их возврат в сельскохозяйственный оборот, не является гарантией такового, так как те же Правила позволяют разработать новый проект рекультивации в соответствии с текущим целевым назначением. Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» возврат в первоначальную категорию вообще не предусмотрен (может быть осуществлен в заявительном порядке по решению собственника земель).
Кроме того, при изменении категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, данные земли выпадают из сферы контроля органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения.
При этом фактически устанавливается обязанность согласования с органами управления в отрасли сельского хозяйства проекта рекультивации нарушенных в результате добычи полезных ископаемых земель, предусматривающего их рекультивацию до состояния, пригодного для использования в соответствии с изначально установленным целевым назначением, то есть пашни. Совершенно очевидно, что не во всех случаях возможно или целесообразно возвращать земли отработанных карьеров в пашню. А объективно проект рекультивации земель, который будет реализован, невозможно разработать до проведения геологоразведочных работ на предоставленном в пользование участке недр и утверждения технического проекта разработки месторождения, поскольку проектные решения по рекультивации (включая направление рекультивации) вытекают из результатов указанных работ и технологических решений, заложенных в техническом проекте.
Этих негативных моментов можно бы было избежать, если предусмотреть, по аналогии с лесным законодательством, возможность осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения без перевода в земли промышленности.
Возможность осуществления добычи на землях сельскохозяйственного назначения позволит реализовать полномочия органов Россельхознадзора и органов управления в отрасли сельского хозяйства субъектов РФ в части надзора и контроля за процессом рекультивации указанных земель. В случае перевода земель в категорию промышленности такая возможность утрачивается.
Кроме этого, отсутствие необходимости перевода земель из одной категории в другую позволяет существенно сократить время, затраченное недропользователем с момента предоставления участка недр до момента фактического начала добычи полезных ископаемых, и траты бюджетных средств на разработку градостроительной документации.
В случае реализации возможности добычи полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения, одним из важных приоритетных направлений будет усиление роли органов управления в отрасли сельского хозяйства субъектов Российской Федерации не только в части надзора и контроля за процессом рекультивации, но и по вопросу утверждения совместно с лицензирующим органом проектов рекультивации земель. Необходимость жесткого контроля обусловлена влиянием результата восстановления земель на плодородие и конечную продукцию, полученную при дальнейшем использовании восстановленных земель.
Добыча полезных ископаемых неразрывно связана с интересами населения, проживающего в непосредственной близости от участка недр. Представленный подход позволит максимально открыто и понятно представить информацию о комплексе мер по экологическому и экономическому восстановлению земель.
На основании вышеизложенного, наиболее логичным решением является внесение изменений в Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановление Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» и другие соответствующие акты. А чтобы о проблеме услышали, необходимо формирование рабочей группы, состоящей из представителей региональных министерств и департаментов природных ресурсов, крупных недропользователей, ассоциаций недропользования и других заинтересованных лиц.
Автор: Тимергазин Дмитрий Вадимович,
Генеральный директор ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»
https://www.dorgeoproekt.ru/
Тел. +7 (499) 393-38-36
e-mail: info@dorgeoproekt.ru
© Авторские права защищены. Копирование статьи разрешено только с согласия автора, при условии указания ссылки на данную статью.
|